Сегодня: 17.08.2022 г.
Доллар США 61,4247
Евро 62,3551

Инфраструктура

Личный кабинет

Храм Иоа́нна Предтечи

Храм Иоанна Предтечи
   Адрес: Россия, Крым, Керчь, ул. Дмитрова, 2
Телефон: +7 (36561) 2-22-93
Официальный сайт:


Храм Иоа́нна Предтечи — православный храм в центре Керчи, у подножия горы Митридат, старейший на территории Крыма (построен в ранний византийский период). Это единственное древнее христианское строение на территории Восточной Европы, где до сих пор проводятся богослужения. Храм считается одним из древнейших христианских храмов не только Крымского полуострова, но и Европы, а живописный нарядный облик заметно выделяет её из ряда православных церквей.
По религиозным источникам храм связывают с двумя апостолами: со следом Андрея Первозванного и ранее хранившимися мощами Симона Кананита.
Храм Иоанна Предтечи
Сегодня церковь состоит из древней части и пристройки XIX века.
Сама церковь выполнена в крестово-купольной византийской планировке как и собор Святой Софии в Константинополе или его копия в неовизантийском стиле как Морской Никольский Собор в Кронштадте. Здание церкви представляет собой трехапсидный храм с единственным плоским куполом, опирающимся на крестообразные своды, которые в свою очередь поддерживаются четырьмя столбами. Вся конструкция укреплена колоннами, они венчаются византийско-коринфскими капителями. Многие колонны не играют роль несущих конструкций, а стоят свободно без нагрузки и являются декоративным элементом. Барабан купола в реальности опирается в основном на стены храма через апсиды. В кладке стен восточной части храма использованы чередующиеся ряды белого камня и красного кирпича, такой приём характерен для византийской архитектуры. Кстати сказать, этот «слоёный пирог» не просто эффектно выглядит, но ещё и выполняет антисейсмическую функцию, что помогло зданию дойти до наших времён.
Храм Иоанна Предтечи Керчь
Храм является памятником византийского периода правления в Крыму императора Юстиниана I (VI век), а реконструкция храма X века, придавшая окончательный вид древней части храма, делает церковь крупнейшим памятником русского Тмутараканского княжества.
В XIX веке к храму пристроили притворы и колокольню в неовизантийском стиле. При этом древняя часть храма даже после всех последующих перестроек и реконструкций сохраняет свою византийскую крестово-купольную планировку.
Император Юстиниан I
Володихин Дмитрий Михайлович считает, что храм возможно самый древний из каменных в Киевской Руси. Действительно, окончание постройки Десятинной церкви в Киеве было позднее завершения реконструкции церкви Иоанна Предтечи. Сама церковь прекрасно сохранилась и не была разрушена, т.к. во время Крымского ханства использовалась как мечеть. Хотя переделка крымскими татарами храма в мечеть привела к утрате фресок учеников Феофана Грека, которые были замазаны штукатуркой. В данный момент штукатурка удалена реставраторами и можно наблюдать очертания древних фресок.
Пристройки XIX века также являются довольно уникальным памятником в неовизантийском стиле в котором построено всего несколько сооружений в мире.
По религиозным источникам постройка церкви начата с благословения Андрея Первозванного, который жил в I веке. Вполне вероятно существовали на данном месте небольшие церкви, но они не сохранились и на их месте возводились все более крупные новые храмы. Однако от построек I века вполне вероятно сохранились плита с углублением в форме человеческого следа, который как считается оставил сам Андрей Первозванный. Поскольку плита имела культовое значение, ее сохраняли при перестройках церкви последующие строители.
Андрей Первозванный
Заложенные в кладку храма амфоры в качестве голосников датируются периодом VIII-IX века, что указывает на то, что храм подвергался реконструкциям в течение столетий.
Надпись на одной из колонн храма гласит: «Здесь покоится раб Божий, сын Георгия. Преставился месяца 3 (дня) часа 10 (в лете) от Адама 6260», что соответствует 752 году от Рождества Христова. Эта надпись определила традиционную дату постройки храма в VIII веке, которая отображена и на охранном знаке на храме. Однако классическая датировка не учитывает, что очевидно колонна была принесена от более древнего сооружения.
Капители колонн относятся к раннему типу византийских и коринфских капителей характерных для периода V — начала VI вв. Редкий сорт мрамора с голубыми прожилками позволяет указать, что сами колонны изготовлены не позднее VIII века и доставлены с византийского карьера на острове Проконнсс в Эгейском море. Проконесские каменоломни Пресвятой Девы Марии перестают функционировать в первой четверти VII века. В каменоломнях находились знаменитые мастерские византийских резчиков по мрамору, которые изготовляли различные архитектурные детали. Впоследствии готовые изделия направлялись во все концы Византийской империи и украшали лучшие храмы Константинополя и Афин. Они же затем переносились на храмы Равенны и Венеции с древних сооружений как лучшие образцы античной резки по камню. Изящные колонны очевидно контрастируют со строгой архитектурой храма.
Крестово-купольная планировка храма указывает, что она была разработана архитектором из Константинополя в V-VIII веках. Храм является примером константинопольской архитектурной школы этого периода.
Капители колонн
Бертье-Делагард и П. Кондаков обратили внимание на очевидный сборный характер капителей и колонн взятых от другого более раннего сооружения, которые даже не совпадали между собой по диаметру
Результаты обширных раскопок проведенных под руководством Т.И. Макаровой, опубликованные в 1982 году, говорят о том, что на самом деле первоначально был возведен обширный храм в форме базилики в крестово-купольной планировке имевший также в 20 метрах от себя баптистерий с реальной датировкой постройки в VI веке, которая отождествляется по описанию с храмом Святых Апостолов, о котором сообщает монах Епифаний, посетивший его между 815 и 843 гг: «Город приморский, куда и мы пришли. Видя чудеса, совершаемые апостолом, боспоряне скоро уверовали, как сами рассказывали нам. Они показали нам ковчег с надписью имени Апостола Симона, вкопанный в основание весьма большого храма св.Апостолов, содержащий в себе мощи и дали нам часть их» Как видим из сообщения Епифания храм также может быть связан не только с апостолом Андреем Первозванным, но и вероятно в нем хранились мощи апостола Симона Кананита, который принял мученическую смерть недалеко от этого места.
Апостол Симон Кананит
В целом данные археологии и сопоставление ее результатов с письменными источниками указывают, что колонны храма на 200 лет древнее чем ранее судили по надписям на них сделанными позднее и относятся к периоду Юстиниана I, который как известно по источникам в этот же период в Керчи строит мощную каменную крепость Боспор. При этом нет сомнения, что храм и цитадель возводились по единому плану, т.к. раскопки показывают, что кварталы строились уже с учетом храма. В частности на это указывает на правление средневековой улицы, идущей к северному входу в церковь.
В VII веке баптистерий был разрушен в результате набегов хазар. В IX веке в храме произошел крупный пожар, здание не разрушилось, но было сильно повреждено. Следующий период храма связан с Тмутарканским княжеством, когда русские и их союзники византийские греки решили выполнить масштабную реконструкцию храма. При этом скорее всего первоначальная постройка была частично разобрана и собрана заново с использование древнего фундамента и колонн. Поэтому текущий облик древней части храма представляет собой постройку около X века времен Тмутарканского княжества с использованием элементов конструкций храма VI века:
- фундамент и следующая из него древняя византийская планировка, также древний фундамент предопредил положение несущих конструкций, поэтому при реконструции X века была сохранена древняя форма крестово-купольного храма VI века;
- мраморные колонны проконнсских резчиков VI века;
- коринфские капители VI века;
- северная стена храма VI века, для которой под слоем штукатурки в 1957 г. Е. В. Веймарн обнаружил оригинальную византийскую кладку;
- новые стены и перекрытия сооружались в X веке очевидно c использованием материалов храма VI века, что и объясняет наличие артефактов разных веков в них, в том числе существенная часть кирпичей в стенах X века оригинальная византийская плинфа века уложенная заново, что придает храму характерный для византийских построек полосатый вид.
Храм Иоанна Предтечи в Керчь
В связи с этим интересно упоминание о церкви в надписи Тмутараканского камня, находящегося в Эрмитаже. «В лето 6576 [1068 год] индикта 6 Глеб князь мерил море по леду от Тмутороканя до Корчева 14000 сажен». Ряд исследователей указали, что это расстояние больше ширины Керченского пролива и скорее соответствует расстоянию между храмом Иоанна Предтечи в Керчи и церковью Богоматери на Таманском полуострове, ныне не сохранившейся. Т.И. Макарова отмечает, что церковь Богоматери в Тамани во многом была подобна церкви Иоанна Предтечи в Керчи: использовался одинаковый красный песчаник при постройке, погребения также совершались в каменных ящиках. Это указывает на общее сообщество городов Тмутараканского княжества.
Во время господства на Чёрном и Азовском морях генуэзцев храм пользовался большой известностью. Вероятно в этот же период был отремонтирован и в нем были сделаны фрески позднее обнаруженные реставраторами. Возможно, именно поэтому Керченский пролив называли проливом Святого Иоанна, а сам город именовали портом Святого Иоанна, хотя его официальное название в тот период — Черкио или Воспоро.
Во время существования Крымского ханства храм был переоборудован в мечеть, но благодаря этому не был разрушен и прекрасно сохранился, хотя фрески и были варварски соскоблены и замазаны.
Храм Иоанна Предтечи крыша
К моменту присоединения Крыма к Российской Империи церковь находилась в запущенном состоянии. Церковь была передана архипелажским грекам, поселенным в конце XVIII в. на южные рубежи империи. Государство приступило к ремонту храма. Во время которого в 1801 г. с запада был пристроен небольшой придел. При земляных работах превратившихся в импровизированные раскопки были обнаружены надгробные стеллы времен Боспорского царства (около V века). Их решили вмонтировать в южную стену храма. В 1818 г. их уже видел и кратко описал адъютант Александра I и русский историк А.И. Михайловский-Данилевский.
В 1829 г. сносятся остатки древних стен крепости Боспор вокруг храма, т.к. они мешали застройке Керчи.
Трёхнефный притвор в неовизантийском стиле пристроили к храму в 1834 году с западной стороны. В 1845 году комплекс пополнился ещё и двухъярусной колокольней и северным притвором, построенными по проекту архитектора Александра Дигби. В эти же годы строители, занимающиеся реконструкцией, обнаружили под куполом фрески изображение двух святых. По мнению Игоря Грабаря, фрески могли быть написаны учениками Феофана Грека.
Храм Иоанна Предтечи в Керчь ретро
В 30-х гг. XX века храм был закрыт. Официальная причина — отсутствие прихода. Лишь в конце 1950-х гг. о церкви вновь заговорили как о памятнике византийской архитектуры. В 1963 году ей был присвоен статус памятника архитектуры республиканского значения. Однако это не помешало открыть возле храма рыбный рынок.
Храм Иоанна Предтечи ретро
В период с 1974 по 1978 годы храм реставрировали. Чтобы поддержать и окончательно не разрушить остатки купола, строители установили металлический поддерживающий каркас. Для восстановления кладки использовались идентичные оригиналу камни и кирпичи. Художники восстановили часть росписей храма и древней штукатурки. Вокруг южного и восточного фасадов древнего храма понизили поверхность земли до первоначального уровня. Установили православный крест, хотя на это реставраторам разрешение не давали. По окончании реставрации в церкви открыли лапидарную коллекцию керченского исторического музея.
Богослужения в храме начались вновь в 1990-х гг., после того, как церковь передали керченской православной общине.
Храм Иоанна Предтечи в Керчь восстановление
Престольные праздники
Иоанн Предтеча, пророк - 7 июля (Рождество), 11 сентября (Усекновение главы), 6 октября (Зачатие), 20 января – Собор.
Храм Иоанна Предтечи приход
Как добраться (доехать)
Доехать до Храма Святого Иоанна Предтечи несложно на общественном транспорте. От автовокзала в его направлении следуют маршрутки №5 и №6, выходить нужно на остановке «пл. Ленина». От железнодорожного вокзала сюда идет тот же автобус №6.